Структура современного ЖКХ

Современное ЖКХ, хоть и не потерпело серьезных изменений, все равно нуждается в изучении, потому что постоянные изменения в этом направлении дают нам повод о чем-то задуматься, принять какие-то меры. Но чтобы знать, что делать — нужно знать как эта система работает и как она устроена, чтобы не тратить время зря и нормально в этом участвовать.

Вопрос очень емкий, но нужно знать основные, самые важные опорные точки, которых касается структура ЖКХ и кто вообще в этом участвует, начнем именно с участников.

Статья 4, часть 2, ЖК РФ — «Участниками жилищных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.»

Ели быть более точным, то это собственники, лица оказывающие услуги и в последнюю очередь, государственные органы, которые — устанавливают порядок таких взаимоотношений, разрешают спорные вопросы, предоставляют жилье нуждающимся, организуют по разным поводам фонды и иные образования.

То есть прямо говорит о участниках, этих отношений, кто и какую сторону представляет и фактически что предоставляет в этой структуре, какие нормативные документы к этому относятся.

Участники отношений, то есть эта самая структура

1) возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов;

Росреестр — орган государственной регистрации, кадастра и картографии. Постановление Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 — именно оно описывает и наделяет государственный орган таким правом, чтобы сделка по недвижимости была полноценной, то есть была зарегистрирована государственным органом. В том числе жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда — когда собственник соответственно муниципалитет или государство. В том числе участники, которые осуществляют проведение сделок купли продажи, до государственной регистрации. В том числе нотариусы — осуществляют регистрацию сделок с недвижимостью.

2) пользования жилыми помещениями частного жилищного фонда;

Аренда, покупка и все остальные способы получения квартиры в собственность, опять же при участии Росреестра, Нотариата.

3) пользования общим имуществом собственников помещений;

Это прием  платежей в этом направлении, а так же дополнительно осуществляющая это организация, чаще всего ЖЭУ, который занимается тем, что на эти средства организует работы по содержанию обще домового имущества.

4) отнесения помещений к числу жилых помещений и исключения их из жилищного фонда;

Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 N 42 (ред. от 18.07.2016) «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».

 

5) учета жилищного фонда;

Постановление Правительства РФ от 13 октября 1997 г. N 1301 — это делает БТИ, то есть бюро технической инвентаризации, они собирают информацию и передают ее уже в другие органы, в том числе в Федеральное агенство по строительству и жилищно коммунальному хозяйству.

6) содержания и ремонта жилых помещений;

Текущий ремонт, то есть ремонт который осуществляете именно вы в своем жилом помещении, если оно в собственности, либо когда оно не в вашей собственности — это делает собственник.

7) переустройства и перепланировки жилых помещений;

Вся Глава 6, ЖК РФ, Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».

8) управления многоквартирными домами;

Статья 161 ЖК РФ, в том числе в рамках выбора этой самой формы управления, после чего оно и будет осуществляться.

При том условии, чтобы это было в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» — какая бы форма не была выбрана.

9) создания и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, прав и обязанностей их членов;

Отдельно созданные юридические лица в форме, которые берут на себя решение части вопросов.

10) предоставления коммунальных услуг;

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 27.02.2017) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

11) внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее также — взнос на капитальный ремонт);

Операторы по приему платежей, в том числе и непосредственно предоставляющие коммунальные услуги организации, могут ими быть;

11.1) формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (далее — фонд капитального ремонта);

Опять же примем платежей и распределение средств, по вопросам капитального ремонта дома.

12) контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;

Прямо огромное количество органов государственной власти по контролю за различными сферами этой деятельности. Они прямо осуществляют надзор и именно к ним стоит обращаться, когда исполнители слишком долго или вообще ненадлежащие это выполняют. Правительство как правило утверждает им порядки и назначает за это ответственные органы.

13) осуществления государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля;

Прямо огромное количество органов государственной власти и муниципальных органов, по контролю за различными сферами ЖКХ. Правительство как правило утверждает им порядки и назначает за это ответственные органы.

14) ограничения повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги;

Контроль за взимаемой платой, в первую очередь это антимонопольный орган (из-за особенностей сферы ЖКХ, которая фактически монополия государства), а также Федеральной службы по тарифам. Правительство как правило утверждает им порядки и назначает за это ответственные органы. Статья 157.1 ЖК РФ, отдает такое право высшему должностному лицу субъекта РФ, который может их ограничить, ну а контролирующие органы само собой — проследят за законностью и соблюдением норм. Отсюда и монопольность системы, потому что контроль отдан государству на все 100% по большому счету.

Итого

Итого мы видим несколько юридических лиц, которые вместе с государственными и муниципальными органами — ведут очень много работ в таком направлении. То есть они делают очень очень много для того, чтобы дом был в нормальном состоянии, принимались платежи и так далее. Осуществляют ремонты и решают многие другие вопросы.

У нас в области, судя по новости — еще лет 25, а то и больше будут строить новое жилье, как понимаете многие этого даже не увидят, от чего ЖКХ не просто система приема платежей и осуществления услуг. А множество, огромное множество услуг и поддержание всего фонда недвижимого имущества, так как строится оно редко и стоит очень долго, от чего нужно много сил на его содержание и поддержку.

Каждый из них выполняет свою функцию, иногда одну функцию делят на двоих, либо ее выполнение переходит к новоявленному исполнителю (к примеру товариществу).

Leave a Comment